Доктрина информационной безопасности России
Президент России Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности страны. Указ об этом опубликован 6 декабря 2016 года на портале правовой информации[1].
Содержание |
В документе говорится, что информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества. Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В то же время, расширение областей применения информационных технологий порождает новые информационные угрозы. Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности. При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.
Новая Доктрина описывает стратегические цели и направления обеспечения информационной безопасности в различных областях.
Так в области науки, технологий и образования должна быть обеспечена поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в этой сфере являются достижения конкурентоспособности российских ИТ и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения ИБ, создание устойчивых к различным видам воздействия технологий, развитие кадрового потенциала, обеспечение защищенности граждан от информационных угроз и пр.
Стратегия национальной безопасности России
Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере,
2. В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
3. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
а) национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (далее национальные интересы в информационной сфере) объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы;
б) угроза информационной безопасности Российской Федерации (далее информационная угроза) совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере;
в) информационная безопасность Российской Федерации (далее — информационная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;
г) обеспечение информационной безопасности — осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативноразыскных, разведывательных, контрразведывательных, научнотехнических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления;
д) силы обеспечения информационной безопасности государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности;
е) средства обеспечения информационной безопасности правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;
ж) система обеспечения информационной безопасности совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности;
з) информационная инфраструктура Российской Федерации (далее — информационная инфраструктура) — совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети <<Интернет» и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.
3. В настоящей Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
4. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. М 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.
6. Настоящая Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
II. Национальные интересы в информационной сфере
7. Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества.
Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
8. Национальными интересами в информационной сфере являются:
а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;
д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
9. Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.
III. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности
10. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы.
Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.
При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.
11. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.
Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации.
Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.
Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.
14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.
15. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.
16. Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.
17. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.
18. Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы.
19. Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.
Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет», не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.
Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.
IV. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности
20. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
21. В соответствии с военной политикой Российской Федерации основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются:
а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;
б) совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;
в) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам Российской Федерации в информационной сфере;
г) содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;
д) нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.
22. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.
23. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются:
а) противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;
б) пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой с использованием технических средств и информационных технологий специальными службами и организациями иностранных государств, а также отдельными лицами;
в) повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры;
г) повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;
д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;
е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;
ж) обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;
з) совершенствование методов и способов производства и безопасного применения продукции, оказания услуг на основе информационных технологий с использованием отечественных разработок, удовлетворяющих требованиям информационной безопасности;
и) повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации;
к) нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
24. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.
25. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:
а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;
б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;
в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;
г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.
26. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:
а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;
б) создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;
в) проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.
28. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.
29. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства являются:
а) защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;
б) участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а таюке в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;
в) создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;
г) продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;
д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет».
V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности
30. Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
31. Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере с учетом предметов ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, определяемых законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
32. Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации.
33. Организационную основу системы обеспечения информационной безопасности составляют: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные органы, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
34. Деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается на следующих принципах:
а) законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;
в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;
г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;
д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.
35. Задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются:
а) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;
б) оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;
в) планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;
г) организация деятельности и координация взаимодействия сил информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;
д) выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.
36. Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:
а) укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;
б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);
в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;
г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.
37. Реализация настоящей Доктрины осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. В целях актуализации таких документов Советом Безопасности Российской Федерации определяется перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом положений стратегического прогноза Российской Федерации.
38. Результаты мониторинга реализации настоящей Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Смотрите также
- Обзора TAdviser: Информатизация госсектора 2016
- Импортозамещение информационных технологий в России
- Импортозамещение в госкомпаниях (223-ФЗ)
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- Импортозамещение телекоммуникационного оборудования
- Импортозамещение электронной компонентной базы
- Импортозамещение в сфере информационной безопасности
- Использование российского ПО и оборудования для хранения данных в связи с принятием "закона Яровой"
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
Смотрите также
Контроль и блокировки сайтов
- Цензура в интернете. Мировой опыт
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт Китая, Компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT)
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт России, Политика Роскомнадзора по контролю интернета, ГРЧЦ
- Запросы силовиков на телефонные и банковские данные в России
- Закон о регулировании Рунета
- Национальная система фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ)
- Как обойти интернет-цензуру дома и в офисе: 5 простых способов
- Блокировка сайтов в России
- Ревизор - система контроля блокировки сайтов в России
Анонимность
- Даркнет (теневой интернет, DarkNet)
- VPN и приватность (анонимность, анонимайзеры)
- VPN - Виртуальные частные сети
- СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий)
- Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА)
- Ястреб-М Статистика телефонных разговоров
Критическая инфраструктура
- Цифровая экономика России
- Электронное правительство России
- Информационная безопасность цифровой экономики России
- Защита критической информационной инфраструктуры России
- Закон О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
- Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности
- Доктрина информационной безопасности России
- Стратегия национальной безопасности России
- Соглашение стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий
- Автономный интернет в России
- Киберполигон России для обучения информационной безопасности
- Национальная биометрическая платформа (НБП)
- Единая биометрическая система (ЕБС) данных клиентов банков
- Биометрическая идентификация (рынок России)
- Каталог решений и проектов биометрии
- Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов (Russian State Network, RSNet)
- Статья:Единая система программной документации (ЕСПД).
- Сеть передачи данных органов государственной власти (СПДОВ)
- Единая сеть электросвязи РФ
- Единый портал государственных услуг (ФГИС ЕПГУ)
- Гособлако - Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)
- Госвеб Единая платформа интернет-порталов органов государственной власти
Импортозамещение
- Импортозамещение в сфере информационной безопасности
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка
Информационная безопасность и киберпреступность
- Киберпреступность в мире
- Требования NIST
- Глобальный индекс кибербезопасности
- Кибервойны, Кибервойна России и США, Кибервойна России и Великобритании, Кибервойна России и Украины
- Locked Shields (киберучения НАТО)
- Киберпреступность и киберконфликты : Россия, Кибервойска РФ, ФСБ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Центр информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление К БСТМ МВД России, МВД РФ, Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФинЦЕРТ
- Число киберпреступлений в России, Русские хакеры
- Киберпреступность и киберконфликты : Украина, Киберцентр UA30, Национальные кибервойска Украины
- Национальный центр по защите данных системы здравоохранения Норвегии (HelseCERT)
- CERT NZ
- CERT-UZ Отдел технической безопасности в структуре государственного унитарного Центра UZINFOCOM
* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT
- Киберпреступность и киберконфликты : США, Пентагон, ЦРУ, АНБ, NSA Cybersecurity Directorate, ФБР, Киберкомандование США (US Cybercom), Министерства обороны США, NATO, Department of Homeland Security, Cybersecurity and Infrastructure Security Agency (CISA)
- Информационная безопасность в США
- Как США шпионили за производством микросхем в СССР
- Киберпреступность и киберконфликты : Европа, ENISA, ANSSI, Joint Cyber Unit, National Cyber Force
- Стратегия кибербезопасности ЕС
- Регулирование интернета в странах Евросоюза
- Информационная безопасность в Германии
- Информационная безопасность во Франции
- Информационная безопасность в Греции
- Информационная безопасность в Австралии
- Tactical Edge Networking (военный интернет)
- Киберпреступность и киберконфликты : Израиль
- Киберпреступность и киберконфликты : Иран
- Киберпреступность и киберконфликты : Китай
- Информационная безопасность в Китае
- Импортозамещение информационных технологий в Китае
- Киберпреступность и киберконфликты : КНДР
- Информационная безопасность в Молдавии
- Информационная безопасность в Японии
- Безопасность в интернете
- Безопасность интернет-сайтов
- Безопасность программного обеспечения (ПО)
- Безопасность веб-приложений
- Безопасность мессенджерах
- Угрозы безопасности общения в мобильной сети
- Безопасность в социальных сетях
- Киберзапугивание (кибербуллинг, киберсталкинг)
- Информационная безопасность в банках
- Информационная безопасность в судах
- CERT-GIB Computer Emergency Response Team - Group-IB
- Мошенничество с банковскими картами
- Взлом банкоматов
- Обзор: ИТ в банках 2016
- Политика ЦБ в сфере защиты информации (кибербезопасности)
- Потери организаций от киберпреступности
- Потери банков от киберпреступности
- Тренды развития ИТ в страховании (киберстрахование)
- Кибератаки
- Threat intelligence TI киберразведка
- Число кибератак в России и в мире
- Кибератаки на автомобили
- Обзор: Безопасность информационных систем
- Информационная безопасность
- Информационная безопасность в компании
- Информационная безопасность в медицине
- Информационная безопасность в электронной коммерции
- Информационная безопасность в ритейле
- Информационная безопасность (мировой рынок)
- Информационная безопасность (рынок России)
- Информационная безопасность на Украине
- Информационная безопасность в Белоруссии
- Главные тенденции в защите информации
- ПО для защиты информации (мировой рынок)
- ПО для защиты информации (рынок России)
- Pentesting (пентестинг)
- ИБ - Средства шифрования
- Криптография
- Управление инцидентами безопасности: проблемы и их решения
- Системы аутентификации
- Закон о персональных данных №152-ФЗ
- Защита персональных данных в Евросоюзе и США
- Расценки пользовательских данных на рынке киберпреступников
- Буткит (Bootkit)
- Уязвимости в ПО и оборудовании
- Джекпоттинг_(Jackpotting)
- Вирус-вымогатель (шифровальщик), Ramsomware, WannaCry, Petya/ExPetr/GoldenEye, CovidLock, Ragnar Locker, Ryuk, EvilQuest Вредонос-вымогатель для MacOS, Ransomware of Things (RoT), RegretLocker, Pay2Key, DoppelPaymer, Conti, DemonWare (вирус-вымогатель), Maui (вирус-вымогатель), LockBit (вирус-вымогатель)
- Защита от программ-вымогателей: существует ли она?
- Big Brother (вредоносная программа)
- MrbMiner (вирус-майнер)
- Защита от вирусов-вымогателей (шифровальщиков)
- Вредоносная программа (зловред)
- APT - Таргетированные или целевые атаки
- Исследование TAdviser и Microsoft: 39% российских СМБ-компаний столкнулись с целенаправленными кибератаками
- DDoS и DeOS
- Атаки на DNS-сервера
- DoS-атаки на сети доставки контента, CDN Content Delivery Network
- Как защититься от DDoS-атаки. TADетали
- Визуальная защита информации - Визуальное хакерство - Подглядывание
- Ханипоты (ловушки для хакеров)
- Руткит (Rootkit)
- Fraud Detection System (fraud, фрод, система обнаружения мошенничества)
- Каталог Антифрод-решений и проектов
- Как выбрать антифрод-систему для банка? TADетали
- Security Information and Event Management (SIEM)
- Threat intelligence (TI) - Киберразведка
- Каталог SIEM-решений и проектов
- Чем полезна SIEM-система и как её внедрить?
- Для чего нужна система SIEM и как её внедрить TADетали
- Системы обнаружения и предотвращения вторжений
- Отражения локальных угроз (HIPS)
- Защита конфиденциальной информации от внутренних угроз (IPC)
- Спуфинг (spoofing) - кибератака
- Фишинг, Фишинг в России, DMARC, SMTP
- Сталкерское ПО (программы-шпионы)
- Троян, Trojan Source (кибератака)
- Ботнет Боты, TeamTNT (ботнет), Meris (ботнет)
- Backdoor
- Черви Stuxnet Regin Conficker
- EternalBlue
- Рынок безопасности АСУ ТП
- Флуд (Flood)
- Предотвращения утечек информации (DLP)
- Скимминг (шимминг)
- Спам, Мошенничество с электронной почтой
- Социальная инженерия
- Телефонное мошенничество
- Звуковые атаки
- Warshipping (кибератака Военный корабль)
- Антиспам программные решения
- Классические файловые вирусы
- Антивирусы
- ИБ : средства защиты
- Система резервного копирования
- Система резервного копирования (технологии)
- Система резервного копирования (безопасность)
- Межсетевые экраны