Основная статья: История Дели
1000 г до н.э.
Индрапрастха - столица Пандавов
Индрапрастха названа столицей княжества Пандавов. Считается, что этот город стал первым значительным поселением в районе современного Дели, где с тех пор сменилось множество правителей с их новыми государствами.
Самым популярным источником информации о Куру и их родственниках (Пандавах), их отношениях любви и ненависти и, прежде всего, об их войнах является "Махабхарата". Нет сомнений, что ранняя палийская (и буддийская) литература, а также этот санскритский и брахманический эпос черпали информацию о Куру из одного источника.
Согласно "Махабхарате", столицей Куру был Хастинапур на реке Ямуне. После победы в войне, описанной в "Махабхарате", Пандавы переехали в Хастинапур, а Индрапрастха была передана Ядавам. Пандавы правили из Хастинапура до правления Никакшу. Никакшу, пятый по счету после Парикшита, перенес свою столицу в Каушамби, потому что Хастинапур был смыт паводковыми водами Ганга. Ядавы также позже покинули Индрапрастху и отправились в Матхуру, но поселение оставалось важным городом в княжестве Куру.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
В "Махабхарате" есть яркое описание основания столицы в Индрапрастхе и ее красоты. Чтобы избежать раздоров, слепой дядя Пандавов Дхритараштра и Бхишма отдали половину своего царства Пандавам и попросили их отправиться в Тракт Кхандава, который был лесной местностью. Тракт должен был быть расчищен с помощью Агни, бога огня. Именно в этом месте, Кхандавапрастхе, Пандавы построили новый укрепленный город, который был назван Индрапрастхой.
В "Махабхарате" говорится, что до постройки города здесь было покрытое густым лесом безлюдное место, где обитали `злые духи`. Братья Пандавы, получив эту землю, согнали с нее туземных жителей `нагов` и `ташкаков`, расчистили лес и построили прекрасный город, дав ему имя бога Индры (`прастха` в переводе с санскрита означает `поселение`).
Название Индрапрастха сохранилось в более поздних Пуранах и в тантрических работах, но вряд ли они что-то добавили к нашим знаниям о городе.
До начала двадцатого века деревня под названием Индапат, очевидно происходящем от Индрапрастхи, упоминаемой в "Махабхарате", находилась внутри современной крепости Пурана-Кила. Согласно, народной традиции, нынешние топонимы Багхпат, Тилпат, Сонепат и Панипат являются другими четырьмя из пяти пат или мест, которые Пандавы потребовали от Кауравов, и важно, что все эти места дали расписную серую керамику, связанную с местами "Махабхараты", которые были открыты после раскопок в Хастинапуре в 1950-х годах.
Культура раскрашенной серой керамики в Индрапрастхе
При раскопках на месте средневековой крепости Пурана Кила (см. История Дели) была обнаружена керамика железного века, так называемая серая посуда. Ее наличие доказывает, что место раскопок было заселено более 3000 лет назад, что совпадает с предполагаемым временем существования Индрапрастхи.
В 1955 году пробные траншеи, вырытые в трех точках на нижних уровнях кургана в крепости Пурана Кила, традиционно считающегося местом древнего города Индрапрастха, показали, что самое раннее поселение здесь началось около 1000 г. до н. э., когда использовалась расписная серая керамика. Пробные раскопки также выявили сооружения периодов Сунга и Кушан. Отделение раскопок Археологической службы Индии под руководством Б. Б. Лала, Б. К. Тапара и М. К. Джоши, а также при содействии группы археологов провели полномасштабные раскопки в Пурана Кила в 1969 году. Работа продолжалась в течение четырех лет.
Во время раскопок археологи обнаружили свидетельства материальной культуры, относящейся к периодам Маурья, Сунга, Кушан, Гупта, постгупта, Раджпутов и Делийского султаната до периода Моголов. Этого было достаточно, чтобы подтвердить местные традиции о древности и непрерывности городских поселений в Дели, по крайней мере, на месте Пурана-Килы. Однако группа также раскрыла слои до-Маурьев, но не смогла найти регулярный культурный горизонт расписной серой керамики. Тем не менее, наличие некоторых черепков этой керамики, некоторые из которых использовались как классические, действительно указывало на то, что регулярные отложения этой керамики должны были существовать здесь. Кроме того, в одной из траншей в уровнях, связанных с северной черной полированной керамикой, были найдены несколько тонких и прекрасных черепков серой керамики, тесно связанных с расписной серой керамикой, и фрагмент подставки для подношений из красной керамики. Интересно, что на открытой местности около гробницы Хумаюна, расположенной примерно в трех километрах к югу от Пурана-Килы вдоль старого русла Ямуны, корзины, полные черепков расписной серой керамики, были собраны в переотложенном мусоре.
600 г до н.э.: Индапатта - столица одной из Махаджанапад
Из буддийской традиции ясно, что даже до времен Будды существовало шестнадцать Великих княжеств (Махаджанапад), охватывающих почти всю северную Индию от современных Афганистана до Бангладеш. Регион современного Дели входил в состав Куру Ратхи, одной из шестнадцати Махаджанапад. Известно, что в этом княжестве было много городов и деревень. Самым важным из них был Индапатта. Это было место, откуда правитель Дхананджая Корабья, принадлежавший к Юдхиттила готта, правил своим княжеством.
Еще один город Куру, упомянутый в буддийских текстах, — это Туллакоттика. Местоположение этого города не было определено. Интересно, что Хастинапур, столица Кауравов, не получает такого внимания, как Индапатта в буддийских источниках. Только в более позднем тексте есть ссылка на Хаттинипуру (не Хаттинапуру) как на город княжества Куру. С другой стороны, в джайнских источниках, хотя есть ссылки на Хаттинауру, Хаттинапуру и Хаттинагапуру, нет никаких ссылок на Индапатту или Индрапрастху в какой-либо форме.
Проповеди Будды в Камасадамме
Город Индапатта был протяженностью семь лиг. Он был отмечен как один из трех главных городов современной Джамбудипы (геокультурной «Индии» буддийской традиции). Более того, он был хорошо связан дорогами с другими городами, например, с Бенаресом.
Городок Куру Раттхи, возможно расположенный недалеко от Индапатты, был нигамой (по сути торговым центром) Каммасадаммы или Камасадхаммы. Оба варианта этого названия упоминаются в ранних Никаях и упоминаются в комментариях Буддхагхоши в четвертом веке нашей эры. Будда останавливался там несколько раз, и там было произнесено несколько очень важных проповедей. Согласно одной Джатаке, существовало два места с одинаковым названием, и они различались как великая Каммасадамма (Маха-Каммасадамма) и маленькая Каммасадамма (Кулла Каммасадамма). В Дивьявадане также есть упоминание о Каммасдамье, где жили монахини Нандуттара и Митхакалика.
185 г до н.э.: Индрапрастха в империи Маурьев
I век: Каши и Индрапрастха - крупнейшие города Индии
В Джатаках рассказывается, что Индрапрастха уступал по величине только Каши (древний Варанаси).
II век: Птолемей упоминает город Индрабара
Во II веке н. э. Птолемей упоминает город Индрабара, который можно отождествить с Индрапрастхой.
Упадок Индрапрастхи в период Гуптов
Значение Индрапрастхи, кажется, снизилось примерно в период Гуптов. Возможно, поэтому мы не находим его упоминаний в путевых записях китайского путешественника Хиуэн Цанга.
Даже Харша, который мог выбрать Индрапрастху предпочел перенести столицу из Тханешвара в Каннаудж.
В какой-то момент времени Индрапрастха был либо побежден, либо покинут, сведения о нем затерялись в веках.
1540-е: На месте Индрапрастхи могольский император Хумаюн строит крепость Пурана Кила
По мнению ряда индийских ученых, на месте Индрапрастхи в Дели могла быть возведена крепость Пурана Кила, построенная в 1540-х годах как центр города, созданного императором моголов Хумаюном. См. История Дели.
XVIII век: Индрапрастха упоминается как одно из пяти подразделений Индии, с точки зрения тантры
Индрапрастха все еще упоминается в тексте восемнадцатого века Saktisangama Tantra как одно из пяти подразделений Индии, с точки зрения тантры.