2024/12/23 22:39:49

История Дели

Дели не всегда был столицей Индии, но он играл важнейшую роль в истории страны.

Содержание

Основные статьи:

1977: Возобновление массового сбора мусульман в крепости Фероз Шах Котла для просьб к джиннам об исполнении желаний

Большинство тех, кто приезжает в Фероз Шах Котла, не считают это место крепостью или историческим памятником. Несмотря на информационные щиты у его ворот, несмотря на то, что он находится под юрисдикцией и контролем Археологической службы Индии (ASI), они считают это место даргой, или святыней мусульман.

Фироз Шах Котла - очень необычная дарга в пейзаже Дели. Большинство даргахов построены вокруг священной могилы мусульманского святого. Большинство даргахов в Дели и других местах представляют собой светлые помещения из мрамора и известняка, воплощающие свет святых, похороненных в них. Но Фироз-Шах-Котла — это руины, потемневшие от времени остатки средневекового дворца султана. Здесь нет почитаемых могил или мавзолеев, по крайней мере, тех, которые можно увидеть. Среди прихожан этой дарги, многие из которых приходили сюда более двух десятилетий, часто звучали яростные заявления о том, что здесь важны не могилы, а "джиннатке асарат", действие джиннов.«Еврохим», ТМК и другие предприятия представили опыт цифровизации в промышленности на TAdviser SummIT 9.7 т

В 2014 г Hindustan Times сообщала[1], что каждый четверг в крепости Фероз Шах Котла собирается огромная толпа. В народе считается, что джинны спускаются в форт с небес и принимают просьбы от людей. На стенах в помещении можно увидеть множество пожеланий, записанных на бумаге.

Фото: Taha Ahmad

Джинны - невидимые существа в ранней доисламской Аравии и позже в исламской культуре и верованиях.

Согласно традиционным богословским представлениям, святые-люди были привязаны к своим могилам (Балджон 1989: 191), вплетены в ландшафт, который их присутствие делало священным. В историях о святых-джиннах в Фироз-Шах-Котле акцент делается на мобильности, а не на укоренённости. Джинны-святые собираются здесь по четвергам вечером, чтобы читать прошения. Они уходят, когда в руинах становится слишком многолюдно, некоторые из них могут перемещаться между Индией и Пакистаном каждые десять минут.

Когда руины средневекового дворца снова пустеют, джинны возвращаются, чтобы прочитать оставленные людьми прошения.

«Только в 1977 году, через несколько месяцев после окончания чрезвычайного положения (объявленного Индирой Ганди), у нас появились первые записи о том, что люди начали массово приезжать в Фироз-Шах-Котла. Это кажется важным, учитывая, насколько разрушительным было чрезвычайное положение для Старого города Дели и сколько бедных и рабочих людей были переселены из Старого города в переселенческие колонии на другом берегу реки», — писал в своей статье Ананд Вивек Танеджа, доцент кафедры религиоведения и антропологии Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси (США)[2].

Согласно исследованию Танеджи, практика обращения к джиннам в крепости возобновилась с новой силой в конце 1970-х годов, когда в руинах поселился странствующий факир по имени Ладду Шах, который "обнаружил" их.

В качестве примера такой практики в 2014 г издание приводит Нурджахан, мать пятерых маленьких детей, которая пришла в Котлу с ксерокопиями писем в руках. Она писала джиннам о том, что она и её дети постоянно болеют. Её дом был продан, а дети не учились. Она ходила по Котле, расклеивая фотографии своих детей и ксерокопии в разных местах и молясь джиннам.

Согласно распространённому поверью, Лаат Ваале Баба, повелитель джиннов Котлы, обитает в Минаре-и-Заррин. Письма, адресованные ему, привязывают к ограждению, защищающему столб Ашоки, перенесенный в крепость в 1356 г. Люди просовываются за ограждение, чтобы прикоснуться к столбу, потому что верят, что желание, загаданное при прикосновении к столбу, исполнится.

В исламской космологии джинны — это отдельный вид существ, отличающийся от людей и более древний, чем они. «Он [Аллах] сотворил человека из сухой глины, а джиннов — из огня, не дающего дыма, и сделал их невидимыми для глаз людей» (Ашур 1986: 1).

Считается, что они состоят из совершенно другого вещества, чем люди, и физически сильнее их, а также обладают способностью менять облик и очень быстро преодолевать огромные расстояния. Как и люди, в отличие от ангелов, джинны обладают свободой воли и могут выбирать между добром и злом. Джинны смертны, как и люди, но живут гораздо дольше; некоторые из ныне живущих джиннов считаются сахабами, сподвижниками пророка Мухаммеда, которые видели его лично и слышали, как он читал Коран.

Отношения людей с джиннами, основанные на страхе или близости (а часто и на том, и на другом), широко распространены в исламском мире, но даже в случае с джиннами с именами, такими как Аиша Кандиша из Марокко (см. Крапанцано 1981), они обычно рассматриваются как нечто отличное от святилищ и почитания святых людей, хотя и связанное с ними. Но в Фироз-Шах-Котле джинны считаются святыми; о них говорят и с ними разговаривают, их почитают.

Как понять популярность джиннов-святых в городе, полном человеческих святых, возможно, самом священном городе индийского ислама, известном как «баис кхвая ки чаухат» — порог двадцати двух святых? Несмотря на то, что даргаджинов-святых и традиции их почитания связывают с доколониальными традициями общения с джиннами и духами, они, тем не менее, представляют собой новшество в теологическом ландшафте Дели. Эта трансформация теологического ландшафта тесно связана с преобразованиями духовного и физического ландшафта города — масштабными перемещениями, которые формируют повседневную жизнь в постколониальном городе.

Фироз-Шах-Котла очень давно ассоциируется с джиннами, и есть свидетельства того, что это место почиталось почти столетие назад, хотя для большинства людей, в том числе для тех, кто регулярно ходит туда сейчас, это было место страха и колдовства, к которому нужно было подходить с осторожностью.

В архивах канцелярии колониального правительства, есть копии подробных отчётов о переписке с колониальным Управлением по делам Индии, касающихся Фироз-Шах-Котлы, когда в 1914 году там начались ремонтные работы и раскопки. Из них следует, что в Фироз-Шах-Котлу постоянно проходили люди, а также что тогда уже были распространены практики почитания (например, прикрепление монет к стене).

Фироз-Шах-Котла стал популярным (а не маргинальным) местом паломничества в 1977 году, через несколько месяцев после окончания чрезвычайного положения 1975–1977 годов, введённого Индирой Ганди.

В 2010-х в Фироз-Шах-Котле имам мечети настаивал на том, что джинны не имеют отношения к святости этого места. Настойчивые утверждения о присутствии, святости и могуществе джиннов, свидетелем которых я стал, обычно высказывались в противовес имаму.

Большинство мест поклонения, разбросанных по всему Фироз-Шах-Котле, не регулируются и не имеют официально назначенного руководителя ритуальных мероприятий. Однако в мечети есть имам, или руководитель молитв, назначенный Делийским советом по вакфам. Имам обучался в медресе Деобанди и активно осуждал и высмеивал практику поклонения джиннам в Фироз-Шах-Котле, считая её суеверием. Конфликт с теми, кто настаивает на существовании и святости джиннов, кажется классическим конфликтом между теми, кто принадлежит к деобанди и барелви мазхабам суннитского ислама. Однако те, кто настаивает на существовании джиннов, видят разницу между местными жителями Дели и приезжими (имам родом из Бихара).

В местной мечети. Фото 2023 г

Люди, которые приходят в Фироз-Шах-Котла, в основном принадлежат к рабочему классу и приезжают из очень специфических географических районов: Старого Дели / Шахджаханабада и его старых пригородов, таких как Пахаргандж, а также из Джамна-Пар (на другом берегу реки) в Восточном Дели. Те, кто приезжает из Восточного Дели, часто имеют семейные связи со Старым городом. В 1960-х или 1970-х годах их либо насильно переселили в трущобы на другом берегу реки, либо они переехали из Старого города, где становилось всё теснее, в более близкие районы Восточного Дели.

Страх и преодоление страха — неотъемлемая часть впечатлений от Фироз-Шах-Котлы, особенно в тёмных подземных помещениях под мечетью, которые не похожи ни на одно другое известное место поклонения. В отличие от других дарга, пространств, наполненных светом, пространства Фироз-Шах-Котлы часто бывают закопчёнными, тёмными и подземными. В четверг днём эти подземные помещения, освещённые лишь пламенем маленьких свечей, едва различимых сквозь густой дым благовоний, кажутся потусторонними пространствами, где теряешь ориентацию в пространстве и даже испытываешь ужас.

Люди, проходящие сквозь эту дымку, сами становятся призраками, их голоса странно эхом разносятся во мраке, а над головой жужжат крылья летучих мышей.

1947

Резкое сокращение мусульманского населения после обретения Индией независимости и разделения страны. Часть убиты, часть уехали

В границах современного Дели ранее существовало не менее восьми городов, и старая поговорка о том, что тот, кто создаст новый город в Дели, потеряет его, каждый раз сбывалась — в последний раз это произошло с британцами, которые продержались всего 16 лет.

В 1947 году после обретения Индией независимости от британского ига, страна была разделена на собственно Индию и мусульманский Пакистан. К тому времени, когда непосредственное насилие прекратилось, примерно две трети мусульманского населения Дели либо умерли, либо переехали в лагеря для беженцев, либо уехали в Пакистан и другие страны.

Из города, в котором проживало почти одинаковое количество индуистов и мусульман, Дели превратился в город, в котором мусульмане составляли около 10% населения, поскольку приток беженцев-индуистов и сикхов увеличил население города почти вдвое по сравнению с 1941 годом[3].

Лагерея-убежища для мусульман в крепости Пурана Кила и соседней гробнице Хумаюна

Во время раздела Индии, в августе 1947 года крепость Пурана Кила вместе с соседней гробницей Хумаюна стали местом расположения лагерей-убежищ для мусульман, мигрирующих в недавно основанный Пакистан. Сюда входили более 12 000 государственных служащих, выбравших службу в Пакистане, и от 150 000 до 200 000 мусульманских беженцев, которые скопились в Пурана Киле к сентябрю 1947 года, когда индийское правительство взяло на себя управление двумя лагерями. Лагерь Пурана Кила функционировал до начала 1948 года, поскольку поезда в Пакистан отправлялись до октября 1947 г.

Карта Пурана Кила в 2024 г

Разрушения многих культовых объектов мусульман

Насилие было беспрецедентным, невиданным ранее в Дели. Это не остановилось на убийствах мусульман, грабежах и уничтожении личного имущества мусульман. Мусульманские даргахи и гробницы подверглись жестоким нападениям, в том числе четыре самые древние и почитаемые даргахи Дели —

  • Кадам-Шариф в Пахаргандже,
  • даргаха Кутуб-Сахиба в Мехраули,
  • даргаха Чираг-Дели и
  • даргаха Султана Гари в Малакпур-Кохи,

а также более мелкие даргахи, многие из которых были объектами местного почитания. Почти во всех случаях насилие было направлено против могилы — во многих отчётах о нанесённом ущербе говорится о разрушении надгробия и декоративных джали, окружающих могилу. Некоторые из этих гробниц и дарга также были памятниками, охраняемыми ASI (Археологической службой Индии)[4].

В составе Британской империи

1942: 2115 японских интернированных в крепости Пурана Кила. Большинство из Сингапура

Основная статья: Вторая мировая война

К декабрю 1942 года в лагере Пурана Кила в Дели находилось 2 115 японских интернированных, подавляющее большинство из Сингапура. Они были размещены в палатках.

1857: Центр сопротивления во время восстания против британского ига

Во время индийского восстания 1857 года Дели стал центром сопротивления им.

1803: Британцы захватили Дели

Британцы захватили Дели в 1803 году.

Моголы

1739: Вторжение персидского правителя Надир-шаха

Многие вторгались в Дели на протяжении веков, включая персидского правителя Надир-шаха, который разграбил город в 1739 году и вывез алмаз Кохинур (позже часть драгоценностей британской королевской семьи) и знаменитый Павлиний трон в Иран.

1556: Смерть Хумаюна после падения с лестницы в Шер Мандал в крепости Пурана Кила

Роли, сыгранные Шер Шахом Сури и Хумаюном в строительстве здания Шер Мандал (и форта Пурана Кила), оспариваются. Также упоминается, что первоначальным строителем здания был Бабур, который заказал строительство этого здания как обсерватории и библиотеки для его сына Хумаюна.

Павильон Шер Мандал в крепости Пурана Кила в 2014 г

Фазл писал, что 20 января 1556 года (другие источники указывают на 24 января) Хумаюн был на крыше недавно оборудованной библиотеки (Шер Мандал), чтобы благословить своих подданных. Ожидалось, что он объявит о повышении различных должностных лиц в связи с восходом Венеры, для чего он вызвал своих астрономов.

Вечером он начал свой спуск и добрался только до второй ступеньки, когда услышал Азаан (мусульманский призыв к молитве). Хумаюн якобы сел на ступеньки, чтобы помолиться, и, когда он вставал, одна из его ног запуталась в халате, в результате чего он упал с лестницы. Он получил травму виска и скончался через один-три дня.

По другой версии Хумаюн поскользнулся, спеша на вечернюю молитву, после созерцания звезд наверху своей обсерватории.

Похоронен в мавзолее Хумаюн-ка-макбара в Дели.

1555: Хумаюн при помощи иранских войск возвращает контроль над Агрой и Дели

При помощи иранских войск Хумаюн на недолгий срок захватил Кабул, в 1555, вернул себе Агру и Дели.

Суриды

1541: В крепости Пурана Кила построена мечеть Кила-и-Куна

Считается, что мечеть Кила-и-Куна была построена в 1541 году. Её строительство могло быть начато ещё Хумаюном и, вероятно, было завершено Шер-Шахом.

1540: Шер-шах изгоняет Хумаюна из Индии и основывает последнюю династию Делийского султаната — Суридов

В 1538 году, пока император Великих Моголов Хумаюн участвовал в военных кампаниях, правитель Бихара пуштунского происхождения Шер-шах захватил Бенгальский султанат.

В 1540 г Шер-шах победил Великих Моголов и изгнал их из Индии, утвердив себя императором в Дели, основав последнюю династию Делийского султаната — Суридов.

Империя Шер-шаха на пике своего расцвета

Моголы

1538: Хумаюн завершил строительство Пурана Кила как крепости шестого города Дели - Динапанах

Могольский император Хумаюн получил Северную Индию в наследство от своего отца Бабура в 1530 г. Крепость Пурана Кила была построена им как цитадель города Динапанах, заложена в 1533 году и завершенная пятью годами позже. В XVI веке крепость пережила ряд сражений.

В 1540 году Хумаюна разбил Шер-шах Сури, который переименовал город и крепость в Шергарх и значительно расширил её.

1526: Бабур захватывает Дели и становится первым правителем Великих Моголов

Бабур, потомок Тимура и Чингисхана, был первым императором Великих Моголов. Он захватил Дели в 1526 году.

Делийский султанат

Туглакиды

1398: Тамерлан захватывает Дели

Фироз Шах Туглакид построил Фирозабад с центром в Фироз Шах Котле (1354). Тимур (Тамерлан) ворвался в город в 1398 году, открыв дверь династиям Сайидов и Лодхи, последним из делийских султанатов, чьи гробницы разбросаны по всему Лодхи Сад.

Перестройка ступенчатого колодца Аграсен Ки Баоли

Считается, что изначально Аграсен Ки Баоли был построен членами общины Аггарвал (каста Банья) с посвещением их предку Аграсену, а нынешняя архитектура указывает на то, что он был перестроен в XIV веке в период правления династий Туглака или Лоди в Делийском султанате.

Аграсен Ки Баоли в январе 2025 г, фото TAdviser

1368: Замена двух верхних этажей минарета Кутб после удара молнии

Когда в минарет Кутб в 1368 году ударила молния, обрушив его верхние уровни, он заменил их существующими двумя этажами, облицованными красным песчаником и белым мрамором.

1356: Фероз-шах Туглак перемещает в Фирозабад два столба с эдиктами Ашоки

В Дели есть два столба Ашоки — один в крепости (котла) Фероз шаха, а другой на Делийском хребте, напротив больницы Бара Хинду Рао. Столбы были перенесены со своих первоначальных мест в Мееруте и Амбале во время правления султана Фероз-шаха Туглака в XIV веке н. э.

Столб в руинах крепости (котла) султана также называют Делийской колонной Топра (Delhi-Topra pillar), потому что она была обнаружена в деревне Топра, недалеко от Амбалы (Харьяна) в верховьях реки Ямуна, примерно в 90 километрах от Дели.

Изначально столб был установлен по приказу правителя Маурьев Ашоки в 273–236 годах до н. э. и имеет высоту 13 метров. Колонна Топра была перенесена и установлена султаном в 1356 г недалеко от Пятничной мечети в его новом городе Ферузабад, который позже стал частью современного Дели.

Здание, на верхней террасе которого находится столб, представляет собой пирамидальное трехэтажное сооружение, построенное из бутовой кладки. В нем большое количество небольших комнат с куполообразными потолками на первом и втором этажах, имеющих выходы на крышу. Комнаты на каждом этаже имеют арочные входы.

Предполагается, что первоначально столб имел капитель в виде льва, похожую на эмблему Ашоки, которая в наши дни является национальным гербом Индии. Предполагают, что Фероз Шах украсил верх столба резьбой из черного и белого камня, увенчанной позолоченным медным куполом. Но в настоящее время видна гладкая полированная поверхность столба и резьба в виде слона, добавленная гораздо позже.

Хотя на всех колоннах Ашоки есть набор из шести эдиктов, колонна Топра в Котле — единственная, на которой их семь. Седьмой эдикт — это ретроспективное заявление, в котором Ашока подводит итоги проделанной им работы и налагает моральные ограничения на людей. По этой причине этот столп является единственным в своём роде.

Первоначальная надпись на обелиске выполнена в основном шрифтом брахми на языке пракрит. Позже были добавлены надписи на пали и санскрите. Во время повторной установки обелиска в Дели в 1356 году никто не знал значения надписей, выгравированных на камне. Шрифт брахми был расшифрован только в 1837 г.

Надписи на колонне описывают политику Ашоки, выступающего под именем Деванампии Пиядаси, и повествует народу и будущим поколениям о вопросах дхармы (справедливой, добродетельной жизни) и моральных заповедях. Некоторые выдержки из перевода, выполненного Джеймсом Принсепом, следующие:

  • Вдоль больших дорог я приказал посадить фиговые деревья, чтобы они служили тенью для животных и людей...

  • ... И пусть эти и другие, наиболее искусные в священных служениях, незаметно и уважительно используют свои самые убедительные усилия, воздействуя на сердца и глаза детей, чтобы привить энтузиазм и наставления в дхарме.

  • И какие бы благие поступки ни были совершены мной, то же самое должно быть предписано в качестве обязанностей людям, которые последуют за мной, и таким образом их влияние и рост будут проявляться – в служении отцу и матери, в служении духовным пастырям, в уважительном поведении по отношению к пожилым, в доброте к обучению, к сиротам и обездоленным, слугам и племени менестрелей.

  • И религия растет среди людей за счет двух отдельных процессов – за счет исполнения религиозных обрядов и за счет защиты от преследований. (...) И что религия может быть свободна от преследования людей, что она может возрасти за счет абсолютного запрета предавать смерти (любые) живые существа или приносить в жертву все, что дышит. Для такой цели все это сделано, чтобы это могло продолжаться для моих сыновей и сыновей сыновей – до тех пор, пока будут существовать солнце и Луна.

  • Пусть будут подготовлены каменные столбы и пусть на них будет выгравирован этот эдикт дхармы, чтобы он сохранялся до самых отдаленных веков.

На этом столбе также упоминаются вопросы, связанные с налогообложением.

Помимо указов Ашоки, на колонне есть еще один набор текстов, начертанных на санскрите шрифтом нагари под надписями Ашоки и вокруг них. Три надписи XII века повествуют о завоеваниях Висалы Девы Виграхараджи IV из династии Чаухан, которая все еще правила Дели во времена завоеваний Гуридов в 1190-х годах, и его победах над врагом Млечха (предположительно, Газневидом или Гуридом).

Есть также две надписи XVI века: короткая на санскрите, написанная писателем по имени Ама, и более длинная на смеси санскрита и персидского, в которой упоминается Ибрагим Лодхи, который правил в 1517-1526 годах.

В 2016 г столб Топра демонстрировал явные признаки разрушения. Большая часть надписей отслоилась[5].

Вторая колонна Ашоки, перевезённая султаном в Дели, была разбита на пять частей в результате взрыва. Колонной пренебрегали в течение столетия. После восстания 1857 года Раджа Хинду Рао взял на себя ответственность передать обломки колонны Азиатскому обществу Калькутты. В течение года структура была собрана и установлена.

1354: Султан Фероз-шах Туглак основывает на территории современного Дели новую столицу Фирозабад

В 1354 г султан Фероз Шах Туглак (1351-1388), основал на территории современного Дели новый укрепленный город Фирозабад и сделал его новой столицей Делийского султаната.

Реконструкция крепости (котла) Фероз шаха

1335: Делийский султанат контролирует максимальную территорию

Максимальная территория под контролем Делийского султаната в 1330-1335 гг

Надпись, датированная 1328 годом, во время правления Мухаммада Туглука (1324–1351), по-прежнему относится к городу Дхилика в стране Харияна. Менее известная надпись, датированная 1316 г, найденная в Ладну в округе Дидвана, также упоминает город Дхилли в стране Харитана.

1321: Строительство крепости Туглакабад

Хильджи потерпели поражение от султанов Туглакидов, которые построили крепость Туглакабад (1321), хотя она была заброшена всего шесть лет спустя.

Династия Хильджи

1311: Ала ад-Дин аль-Хильджи строит в Мехраули ворота Алаи Дарваза и начинает возведение минарета Алаи

Ала ад-Дин аль-Хильджи приказал построить Алаи Дарвазу, которая была завершена в 1311 году и служит южными воротами, ведущими к мечети Кувват-уль-Ислам. Из пяти ворот сохранились лишь одни. Это компактное квадратное в плане здание с четырьмя сквозными арочными проемами изящно изогнутого килевидного очертания, перекрытое в центре ложным куполом. Наружные и внутренние стены покрыты сплошным орнаментальным узором. Сложный и контрастный по цвету геометрический узор сплетается с каллиграфическими надписями.

Ала ад-Дин аль-Хильджи также начал строительство Алаи Минара, который должен был быть в два раза выше Кутб Минара, но проект был заброшен, вероятно, после смерти султана.

1303: Перенос столицы из Мехраули в Сири

Династия Хильджи основала второй Делийский султанат и построила новую столицу вокруг крепости Сири (1303) для защиты от монголов, снабжая её водой из Хауз-Хаса.

Мамлюки

1266: Балбан объявляет себя султаном и отбирает власть у Корпуса сорока

Поскольку у султана Насируддина не было наследника мужского пола, после его смерти Балбан объявил себя султаном Дели. Он взошел на трон в 1266 году в возрасте пятидесяти лет с титулом султан Гияс-уд-дин-Балбан.

Потребовался такой жестокий человек, как Балбан, один из рабов Илтутмыша и бывший член его правительства (Корпуса сорока), чтобы сломить власть эмиров и восстановить могущество и авторитет султана.

Члены Туркан-и-Чахалгани были разбиты, бежали и обосновались в разных деревнях региона Катехр.

Надпись Палам Баоли, датированная 1276 годом, написанная во время правления Гияту ад-Дина Балбана, называет город Дхилли и страну, в которой он расположен, Харьянкой.

Уничтожение Корпуса оказалось палкой о двух концах. Отсутствие чахалгани, которые поддерживали тюркскую монополию на власть, делало правителя уязвимым для фракции Халджи, которая пришла к власти в результате серии убийств, и в конечном итоге свергла тюрок в ходе революции Халджи.

1250: Мамлюкская династия в Дели

Делийский султанат во время правления Мамлюкской династии. Карта на момент около 1250 г

1236: Смерть Илтутмыша, реальная власть переходит к эмирам из Корпуса сорока

Илтутмыш умер в апреле 1236 года. Своим преемником он объявил дочку по имени Раззия, которая была первой женщиной на троне в истории средневековой Индии.

После смерти Илтутмиша баланс сил изменился, и султан стал марионеткой эмиров, входивших в правительство - Корпус сорока. Они возводили на престол и низлагали детей и внуков Илтутмыша, часто убивая их, когда они доставляли неприятности.

Гробница Илтутмыша находится рядом с Кутб Минаром и является ярким памятником архитектуры. Центральная камера имеет площадь 9 м² и сужается, что указывает на наличие купола, который впоследствии обрушился.

Главный кенотаф из белого мрамора расположен на возвышении в центре помещения. Фасад известен своей богатой резьбой как у входа, так и на внутренних стенах. На внутренней западной стене есть молитвенная ниша (михраб), украшенная мрамором. Внутри богатое сочетание индуистских мотивов с исламской архитектурой, например, колокольчики и цепочки, кисточки, лотосы, ромбы.

В 1914 году во время раскопок, проведённых Археологической службой Индии (ASI) Гордоном Сандерсоном, была обнаружена погребальная камера. С северной стороны гробницы 20 ступеней ведут вниз к самому погребальному склепу.

1235: Смерть суфийского святого Кутбуддина Бахтияра Каки, для которого Илтутмыш построил колодец Гандхак ки Баоли и назвал в честь него минарет Кутб

Илтутмыш построил несколько суфийских лож и гробниц для суфийских святых. Он построил Гандхак ки Баоли, ступенчатый колодец для суфийского святого Кутбуддина Бахтияра Каки, который переехал в Дели из Оша (Каракитайское ханство, современная Киргизия) во время его правления.

Ступенчатый колодец Gandhak ki Baoli в 2009 г
Gandhak ki Baoli в январе 2025 г. Фото TAdviser

Утверждается, что минарет Кутб Минар, достроенный Илтутмышем, был назван так в честь этого святого, который был его личным другом и главным его духовным наставником.

27 ноября 1235 г. Кутбуддин Бахтияр Каки посетил церемонию Мехфил-и-Сама (собрания для [духовного] слушания), где поэт шейх Ахмад-и-Джами спел следующие стихи:

Те, кто убит кинжалом прекращения сопротивления;

Каждое мгновение получают новую жизнь от невидимого.

Хваджа Бахтияр Каки был настолько потрясен этими стихами, что потерял сознание. Он умер четыре дня спустя, все еще находясь в состоянии экстаза. Его дарга (мавзолей) находится рядом с Зафар-Махалом, недалеко от комплекса Кутб Минар, в Мехраули, Дели.

1231: Илтутмыш строит Султан Гари - первый исламский мавзолей в Дели для своего погибшего сына

В 1231 году Илтутмыш построил гробницу (Султан Гари) - своему старшему сыну Насируддину Махмуду, который умер двумя годами ранее.

Sultan Ghari - мавзолей сына султана Илтутмыша

Это был первый исламский мавзолей в Дели, расположенный на укрепленной территории, где также находятся могилы других родственников Илтутмыша.

Илтутмыш расширяет мечеть Кувват-уль-Ислам и привозит в неё железную колонну из своего похода в центральную Индию

Султан Дели Илтутмыш значительно расширил мечеть Кувват-уль-Ислам.

Согласно надписи царя Чандры на железной колонне, установленной сегодня в Дели, она была воздвигнута в Вишнупадагири (Вишнупаде).

Основываясь на палеографическом сходстве с датированными надписями из Удаягири, иконографии эпохи Гуптов, анализе металлургии и других свидетельствах, Мира Дасс и Р. Баласубраманиам (2004) предположили, что железный столб изначально был установлен в Удаягири. По их словам, колонна с колесом или диском на вершине первоначально находилась в пещерах Удаягири. Этот вывод был частично основан на том факте, что в надписи упоминается Вишнупада-гири ("холм со следами ног Вишну"). Этот вывод был подтвержден и развит Майклом Д. Уиллисом в его работе "Археология индуистского ритуала", опубликованной в 2009 году.

Ключевым аргументом в пользу того, что железный столб находился в Удаягири, является то, что это место было тесно связано с Чандрагуптой и поклонением Вишну в период Гуптов.

Кроме того, в центральной Индии существовали устоявшиеся традиции добычи и обработки железа, о чём свидетельствуют, в частности, железный столб в Дхаре и местные топонимы, такие как Лохапура и Лоханги-Пир (см. Видиша - город в штате Мадхья-Прадеш).

Известно, что султан Илтутмыш в XIII веке напал на Видишу и разграбил её, что дало ему возможность увезти колонну в Дели в качестве трофея.

Илтутмыш завершил строительство минарета Кутб. Он также ввел в эксплуатацию водохранилище Хауз-и-Шамси к югу от Кутб Минара и медресе рядом с ним.

1211: Половец Илтутмыш становится султаном Дели и создаёт правительство из эмиров-рабов - Корпус сорока

Половец (кыпчак) Шамс ад-дин Илтутмыш происходил из половецкого клана ольберлик и очевидно попал в плен во время очередной войны хорезмийцев с кыпчаками.

Есть несколько историй о том, как Илтутмыш в детстве интересовался религиозным мистицизмом. В трудах Исами и некоторых других источниках говорится, что Илтутмыш также провёл некоторое время в Багдаде, где встречался с известными суфийскими мистиками, такими как Шахаб ад-Дин Абу Хафс Умар Сухраварди и Аухадуддин Кермани.

Впоследствии Илтутмыша продали торговцу по имени Джамалуддин Мухаммад Чуст Каба, который привёз его в Газни. О прибытии в город красивого и умного раба сообщили Мухаммеду Гури, который предложил 1000 золотых монет за Илтутмыша и другого раба по имени Тамгадж Айбак. Когда Джамалуддин отказался от предложения, царь запретил продажу этих рабов в Газни. Год спустя Джамалуддин отправился в Бухару и оставался там три года вместе с рабами.

В итоге Илтутмыш был продан Кутб ад-Дину Айбаку. В 1211 г он стал третьим правителем династии Мамлюков.

Первоначально Корпус сорока (Дал Чалиса или Туркан-и-Чахалгани) был сформирован Илтутмышем.

Корпус сорока представлял собой совет из 40 в основном тюркских эмиров-рабов, которые управляли Делийским султанатом в соответствии с пожеланиями султана. Однако их число не всегда составляло 40, Барани ясно упоминает, что Туркан-и-Чахалгани также насчитывал 25 человек.

Это был обычный министерский орган в мусульманской истории Индийского субконтинента. Хотя вся власть принадлежала султану, как главе государства, главе правительства, командующему армиями султаната и лицу, принимающему окончательные решения в судебной системе, ему нужна была помощь в эффективном управлении своим княжеством.

1206: После убийства Мухаммеда Гу́ри Кутб-уд-дин Айбак становится правителем Делийского султаната и основывает династию мамлюков

В 1206 г на обратном пути в Газни караван Мухаммед Гу́ри остановился в Дхамияке близ Сохавы (недалеко от города Джелум в провинции Пенджаб на территории современного Пакистана). Он был убит 15 марта 1206 года во время вечерней молитвы. Его убийцы достоверно неизвестны. Это могли быть хохары или исмаилиты, а один источник утверждает, что он был убит ассасинами.

Кутб ад-Дин правил первоначально из Лахора, но затем перенёс столицу в Дели, таким образом, его можно считать первым тюркским мусульманским правителем Южной Азии.

Он стал правителем Делийского султаната и основал династию мамлюков (рабов).

Гуриды

1193: Кутб-уд-дин Айбак разрушает индийские и джайнские храмы и начинает строить из их камней город Мехраули и мечеть Кувват-уль-Ислам с минаретом Кутб

Кутб-уд-дин Айбак, раб Мухаммеда Гури и его наместник в Индии, разрушил индуистский город и использовал его камни для строительства города Мехраули в районе современного Дели.

Для обозначения тюркских рабов-военных использовались арабские термины гулям и мамлюк.

При рождении Кутб-уд-дин Айбак не был мусульманином, т.к. гулямами могли стать только язычники, поскольку шариат запрещал обращение в рабство мусульман.

Корпусы гулямов существовали у Аббасидов, Буидов, Сельджукидов, Газневидов. После 1118 года мамлюкские командующие начали брать власть в свои руки.

Мечеть Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама) известная также как мечеть Кутб, или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбаком. Её строительство началось в 1193 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайниских храмов (о чем гласит надпись на стенах мечети).

Одним из разрушенных храмов считают храм богини Йогмайи на территории крепости Лал Кот, в честь которого ранее было названо всё поселение современного Дели (см ниже).

Кувват-уль-Ислам - первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания и принадлежит к типу мечети, ставшему наиболее распространенным в стране. Для него характерны прямоугольный зал, покрытый одним или несколькими куполами, и примыкающий к нему открытый двор, окруженный с трех сторон арками низких галерей.

План комплекса мечети Кувват-уль-Ислама, нач. 1193 г. с мавзолеями, XIII—XIV вв. 1 — Алаи-Минар; 2 — мавзолей Ильтутмыша, 1235 г.; 3 — железный столб, 415 г., во внутреннем дворе мечети; 4 — аркада мечети; 5 — зал мечети; 6 — минарет Кутб- Минар, около 1200—1220 гг.; 7 — ворота Алаи-Дарваза 1311 г.

Кувват-уль-Ислам была построена на месте джайнского храма. Для мечети был использован многоколонный храмовый зал, в котором была сооружена стена с михрабом, без изменений остался необходимый для мусульман бассейн для омовений, внутренний двор был значительно расширен, сооружены трое входных ворот и поставлены по углам многоэтажные павильончики. Для того чтобы придать храмовому залу вид мечети, из красного песчаника перед главным фасадом была построена сквозная аркада с пятью килевидными арочными проемами, ставшая традиционной.

В 1193 г Кутб начал и строительство Кутб Минара - крупнейшего в мире кирпичного минарета высотой 72 метра, сохранившегося до сих пор в районе Мехраули. При Кутбе успели завершить только фундамент минарета.

Также в Дели была перестроена крепость Лал Кот.

1192: Мухаммед Гури побеждает Притхвирадж Чаухана во второй битве при Тараине и включает Дели в свои владения

В 1192 г после поражения от Аризвираджа в первой битве при Тараине (современная Харьяна) Мухаммед Гури собрал хорошо экипированную армию из 120 000 отборных афганских, таджикских и тюркских всадников.

После победы в первой битве при Тараине Притхвирадж III почти не готовился к новому столкновению с Мухаммедом Гури. Согласно «Притхвирадж Расо», в период, предшествовавший его окончательному противостоянию с Гуридами, он пренебрегал государственными делами и проводил время в праздности.

Притхвирадж остался без союзников в результате своих войн против соседних индийских князей. Тем не менее, ему удалось собрать большую армию, состоящую из более чем 100 раджпутских правителей с боевыми слонами, всадниками и пехотой. Столицей правителя Чауханов в это время был не Дели, а Аджмер.

Притхвирадж написал письмо Мухаммеду Гури, пообещав ему не причинять вреда, если он решит вернуться в свою страну. Мухаммед настаивал на том, что ему нужно время, чтобы посоветоваться со своим братом Гийас ад-Дином, который правил из своей столицы Фирузкуха. Согласно Фириште, он согласился на перемирие, пока не получит ответ от своего брата. Однако он планировал нападение.

Согласно «Джавами уль-Хикаят», Мухаммед приказал нескольким воинам поддерживать огонь в его лагере по ночам, а сам с остальной армией двинулся в другом направлении. Это создало у Чауханов впечатление, что армия Гуридов всё ещё стоит лагерем, соблюдая перемирие. Пройдя несколько миль, Мухаммед сформировал четыре отряда по 10 000 лучников в каждом. Остальную армию он оставил в резерве и приказал четырём дивизиям атаковать лагерь Чауханов, а затем имитировать отступление.

На рассвете четыре отряда армии Гуридов атаковали лагерь Чауханов, пока Притхвирадж ещё спал. После короткого боя отряды Гуридов сделали вид, что отступают в соответствии со стратегией Мухаммеда. Таким образом, Притхвираджа заманили в погоню, и к полудню его армия была измотана этой погоней. В этот момент Мухаммед повёл свой резерв из 10 000 конных лучников в атаку на Чауханов и нанёс им сокрушительное поражение.

Такое вероломное поведение противника полностью противоречило правилам, которых раджпуты традиционно старались придерживаться в ведении войн. У раджпутов была традиция сражаться от восхода до заката. Хотя они смогли быстро сформировать соединения, они понесли потери из-за внезапной атаки до восхода солнца.

Притхвирадж сам попытался сбежать на лошади, но его преследовали и поймали и в итоге умертвили.

Трон в Аджмере был передан сыну Притхвираджа с условием, что он будет регулярно отправлять дань Гуридам.

Свою огромную армию в Индии Мухаммед Гури оставил на попечение способного военачальника, бывшего раба и верного человека Кутб — ад — Дина Айбака. Ему поручалось завоевание оставшихся североиндийских земель и доставка захваченных сокровищ в Газни.

Кутб ад-Дин Айбак в 1193 году взял город Аджмер, столицу княжества Чаухан и вскоре установил контроль династии Гуридов в Северной и Центральной Индии.

В панегириках Притхвираджа называют «последним индуистским императором». Это не совсем точное определение, поскольку после него в Южной Индии правили несколько более могущественных индуистских правителей, и даже некоторые современные ему индуистские правители в Северной Индии были по меньшей мере такими же могущественными, как он. Тем не менее британский офицер XIX века Джеймс Тод неоднократно использовал этот термин для описания Притхвираджа в своих «Анналах и древностях Раджастана». На Тода оказали влияние средневековые мусульманские рассказы на персидском языке, которые представляют Притхвираджа как крупного правителя и изображают его поражение как важную веху в исламском завоевании Индии. После Тода в нескольких повествованиях Притхвирадж продолжал описываться как "последний индуистский император". Например, надписи на мемориале Притхвираджа в Аджмере также почитают его как "последнего индуистского императора".

Династия Чаухан

1180: Притхвирадж III начинает управлять Дели из Аджмера

Сомешвара (сводный брат Виграхараджи IV), по-видимому, умер в 1177 году и ему наследовал его старший сын Притхвирадж III. Он продолжил династию Чауханов и стал махараджей Аджмера. Последняя надпись, сделанная во время правления Сомешвары, и первая надпись, сделанная во время правления Притхвираджи III, датируются этим годом. Притхвираджа, которому в то время было около 11 лет, взошёл на престол вместе со своей матерью, которая выступала в роли регента.

В 1180 году Лал Кот перешёл под управление Притхвираджа III.

Приблизительная территория княжества Чауханов Шакамбхари примерно в 1150–1192 годах

Лал Кот в будущем упоминается под названием Кила Рай Питхора (Qila Rai Pithora). Синтия Тэлбот (2015) отмечает, что термин «Кила Рай Питхора» впервые появляется в тексте XVI века «Айн-и-Акбари», а в более ранних текстах для описания этого места используется термин «Дели». Позже основатель династии мамлюков Кутб ад-Дин Айбак и его преемники не расширяли и не меняли структуру форта.

Карта крепости Лал Кот и города Дхилликапури, позже упоминаемого как Кила Рай Питхора, 2022 г

1170: Первое упоминание названия города как Дхилли

Нынешнее название Дели происходит от Дилли, варианта Дхилли или Дхиллика, которое впервые встречается в надписи Биджолии (район Удайпура) 1170 года новой эры, где упоминается захват Дели Чауханами.

1152: Лал Кот завоеван Виграхараджей IV из династии Чауханов

В 1152 г Виграхараджа IV, самый могущественный правитель династии Чауханов, захватил Дели у правителя династии Томар.

Надпись на колонне Дели-Шивалик в 1164 году н. э. гласит, что Виграхараджа завоевал регион между Гималаями и Виндхьями. Гималаи и Виндхьи образуют традиционную границу Арьяварты (земли древних ариев), и Виграхараджа утверждал, что восстановил правление ариев на этой земле.

Томары

О Томарах известно из некоторых надписей и монет. Однако большая часть информации о династии исходит из средневековых бардовских легенд, которые не являются исторически достоверными. Из-за этого реконструкция истории Томаров затруднена.

1052: Раджпутский правитель Анангпал II возводит крепость Лал Кот и заселяет заброшенное поселение Дхилликапури

Анангапал II, более известный как Анангапал Томар, принадлежал к династии Томар, которая правила на территории современных Дели и Харьяны с VIII по XII век.

Согласно бардическому преданию, Туары (Томары), один из тридцати шести раджпутских кланов, правивших страной Харияна, основал город Дили в 736 году н. э.

Столица Томаров много раз меняла своё местоположение: сначала она находилась в Анангапуре (недалеко от Фаридабада) во время правления Анангапала I (основавшего династию Томар в VIII веке), а затем в Дхилликапури (Дели) во время правления Анангапала II.

Правление Томаров в этом регионе подтверждается многочисленными надписями и монетами, а их родословную можно проследить до Пандавов (из «Махабхараты»), — говорил Б. Р. Мани, бывший заместитель генерального директора Археологической службы Индии (ASI), который руководил раскопками в Лал-Коте и Ананг-Тале (на юге Дели) в 1992–1995 годах. Археологи определили, что их построил Анангпал II.

Круглые бастионы Кила Рай Питора в 2012 г

Во время своего правления в XI веке Анангпал II основал и заселил Дели. Мани говорит: «Анангпал II сыграл важную роль в заселении Индрапрастхи и дал ей нынешнее название — Дели. Когда он взошёл на престол в XI веке, регион был в руинах, и именно он построил форт Лал Кот и Анангтал Баоли (бассейн для сбора дождевой воды, 1060 г. По состоянию на 2018 г находится в лесу в 100 метрах от Yogmaya Mandir в заброшенном состоянии)».

Тарун Виджай, председатель NMA, добавляет: «Во время одной из наших экспедиций в 2020 году мы обнаружили, что Анангпал II был основателем Дхилликапури, который впоследствии стал Дели».

Томары и их связь с Дели также упоминаются в книге известного историка Средневековья профессора К. А. Низами «Эхд-э-Вуста ки Дилли» на языке урду, переведённой на английский как «Дели в исторических перспективах», рассказывается о Дели на протяжении шести веков (с 1300 по 1800 год). Описывая предшественников Дели, Низами ссылается на персидские летописи, в которых он упоминается как «Индерпат». И всё же, согласно его книге, Дели официально стал городом только в XI веке, когда раджпуты Томара захватили горный регион Аравалли.

Развалины Лал Кота можно увидеть на территории Археологического парка Мехраули (Mehrauli Archaeological Park, метро Qutub Minar).

В 2021 г власти решили провозгласить Анангапала II основателем Дели. Предложения, выдвинутые в ходе обсуждения, включают установку статуи Анангапала II в аэропорту Дели и создание музея, посвящённого его наследию в Дели.

Йогинипур - поселение вокруг храма Йогини

В более поздних джайнских Паттавали и ранних средневековых надписях вместо Индрапрастхи мы находим упоминание Йогинипура.

Название Йогинипура встречается в надписи Палам Баоли, где также упоминается деревня Паламба, очевидно, современный Палам. Царь по имени Маданапала упоминается как правитель Дхилли или Йогинипура в Самвате 1223 (1166 г. н.э.). Считается, что название Йогинипура обязано своим происхождением храму Йогини, который больше не существует, но память о котором сохранилась в храме Йогамайя близ Мехраули, происходящем от Михирапури. Предполагается, что там также мог существовать храм Солнца.

Говорят, что храм Йогини, сегодня расположенный на территории крепости Лал Кот, был построен пандавами в конце войны, описанной в "Махабхарате".

В джайнских писаниях двенадцатого века упоминается, что древний город Мехраули когда-то назывался Йогинипуром в честь этого храма.

Храм был разрушен Кутб-уд-дином Айбаком для использования его камней при строительстве первой мечети в Дели (см. выше).

Новое здание храма Йогмайи было построено в XIX веке. Это единственный сохранившийся храм досултанатского периода, который до сих пор используется.

Йогмайя служит олицетворением силы иллюзии в шактизме и вайшнавизме. Подробнее см. Религия в Индии.

Индрапрастха

Основная статья: Индрапрастха

Индрапрастха - первое известное поселение на территории современного Дели. Согласно эпосу "Махабхарата", основано Пандавами.

Культура охряной расписной керамики

Согласно углеродному датированию, в районе Красного форта в Дели существовала культура охряной расписной керамики — культура бронзового века на Индо-Гангской равнине, «обычно датируемая 2000–1500 гг. до н. э.», простиравшаяся от восточного Пенджаба до северо-восточного Раджастана и западного Уттар-Прадеша. Подробнее см. История Индии.

Палеолит

100 тыс л.н.: Орудия и рисунки в лесу Мангар Бани

Лес Мангар Бани - крупнейшее доисторическое место и мастерская по производству орудий труда каменного века на Индийском субконтиненте, а также первая стоянка, обнаруженная на хребте Аравалли с наскальными рисунками.

Каменные орудия и наскальные рисунки датируются возрастом 100 000 лет, другие наскальные рисунки были созданы 20 000–40 000 лет назад. Это также самое древнее человеческое поселение, обнаруженное в Харьяне и Дели.

Рисунки были открыты археологами в 2021 г и находятся глубоко в пещерах, где живут только летучие мыши[6]

Примечания

  1. Believe it or not: Inside 14th century Delhi fort, djinns grant wishes
  2. Jinnealogy. Everyday life and Islamic theology in post-Partition Delhi
  3. Подробности взяты из Справочника по Дели 1976 года, 130–36. Также см. статистику, использованную Гьянендрой Пандеем (1997: 2263).
  4. Файл 5/1947/DCO «Ущерб, нанесённый охраняемым памятникам, и их захват во время беспорядков и после них».
  5. Kotla's Ashoka pillar, over 2,000 years old, suffers heavy damage
  6. Palaeolithic site, possibly largest in Indian subcontinent, spotted in Faridabad's Mangarbani hill forest