Содержание |
2019: Минздрав опубликовал требования к ГИС в сфере здравоохранения
25 июня 2019 года стало известно, что Министерство здравоохранения РФ опубликовало приказ, № 911н `Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций`[1].
Приказ содержит требования к функциональности перечисленных типов информационных систем. Например, указывается, что содержащаяся в них данные подлежат защите в соответствии с действующим законодательством посредством ряда организационных и технических мер.
В частности, их программно-технические средства должны располагаться на территории РФ и иметь российское же происхождение: приказ ссылается на постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, которое запрещает закупки обеспечения, происходящего из иностранных государств, для для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, эти средства должны быть сертифицированы ФСБ или ФСТЭК на предмет наличия в них программно-аппаратных систем защиты информации - антивирусных и криптографических; а также средств защиты от несанкционированного доступа и неправомерных манипуляций, в том числе, изменения и удаления данных.Метавселенная ВДНХ
Также подразумевается бесперебойное круглосуточное функционирование этих ИС, за исключением времени, необходимого на работы по обслуживанию. Его суммарная длительность, в соответствии с документом, не должна превышать 4 часов в месяц. Правда, оговаривается возможность "перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы".
В обязательном порядке предусматриваются резервное копирование медицинской документации в электронном виде и возможность её восстановления из резервных копий.
Приказ описывает сразу несколько типов информационных систем, но все они должны иметь возможность размещения информации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и взаимодействовать друг с другом.
Медицинские информационные системы можно смело отнести к критической инфраструктуре. Тем самым, решение Минздрава использовать только отечественные средства для обеспечения функционирования этих систем полностью соответствует общей парадигме государства в отношении технических решений на объектах КИИ: только российские разработки, базирующиеся только на территории РФ. Что касается обеспечения информационного взаимодействия между разными системами, то по существу это означает требование унифицировать формат данных. Системным интеграторам, занимающимся разработками и модернизацией информационных систем для госорганов, слишком часто приходится сталкиваться с "винегретом" форматов, используемых в информационных системах смежных ведомств, из-за чего обмен данными между ними оказывается либо затруднён, либо вовсе неэффективен. Судя по всему, авторы приказа Минздрава учитывали подобную возможность и постарались её предупредить, указывает Дмитрий Гвоздев, генеральный директор компании "Информационные технологии будущего"
|
Что касается требований к отдельным категориям информационных систем, то фактически приказ описывает ключевую функциональность, которая должна присутствовать в каждой из них. Так, например, информсистемы медицинских организаций должны обеспечивать информационную поддержку принятия управленческих решений в организации, а выполнять функции электронной регистратуры, поддерживать ведение электронной медицинской карты пациента, способствовать оказанию "медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" и проведению профилактических мероприятий.
В свою очередь, посредством информационных систем для фармацевтических компаний должен обеспечиваться учёт рецептов и отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также "формирование учетных, отчетных и иных документов, характеризующих деятельность фармацевтической организации" по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, их хранению, перевозке и изготовлению.
Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
2016: Рекомендации Минздрава по созданию региональных медицинских информационных систем, РМИС
В конце июня 2016 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подписала документ, описывающий методические рекомендации для региональных медицинских информационных систем (РМИС). В документе, опубликованном на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ, изложены базовые рекомендации к функциям РМИС, ее составу, подходам к проектированию, а также определены цели и задачи системы как одного из уровней регионального сегмента ЕГИСЗ.
Согласно рекомендации Минздрава, при разработке РМИС должны учитываться такие базовые принципы, как совместимость медицинских ИТ-систем, использование SaaS-решений, информационная безопасность и защита данных в соответствии с законодательством РФ, интеграция с компонентами электронного правительства и универсальной электронной картой.
Также должно обеспечиваться максимально возможное сохранение существующих систем медицинских организаций, а разработка РМИС должна осуществляться на конкурентной основе.
Минздрав рекомендует строить РМИС на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и совместную обработку данных, получаемых от различных источников. «Сквозная» система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников и стандартов обмена.
В составе РМИС рекомендуется использование подсистем, обеспечивающих ведение нормативно-справочной информации региона, учет демографических показателей и ресурсов здравоохранения, запись к врачу через интернет, ведение стандартов лечения, организацию скорой помощи и сервисов телемедицины, учет профилактических осмотров населения и др.
По мере развития РМИС, согласно рекомендациям Минздава, должна проходить три этапа, отличающихся функциональностью: минимальный, базовый и расширенный. К первому относятся такие необходимые компоненты, как электронная регистратура, ведение паспортов медицинских организаций, регистра медработников и оборудования.
Расширенная функциональность обеспечивает автоматизацию клинических и специализированных медицинских направлений (служба переливания крови, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологическая работа и т.д.).
Основные технические рекомендации к РМИС следующие: используемые в работе системы программное обеспечение и оборудование должны обеспечивать непрерывное функционирование РМИС с производительностью, достаточной для быстрой обработки пользовательских запросов, а также обеспечивать высокую надежность работы системы путем исключения потери данных и длительного простоя из-за отказа оборудования, поддержание резервирования и восстановления данных на любой момент времени в течение одного дня и в любой технологической точке.
Кроме того, ИТ-инфраструктура РМИС должна работать постоянно, поддерживать «горячее» резервирование необходимых компонентов системы и включение дополнительных аппаратных возможностей без остановки и перерыва в работе системы, балансировать нагрузки между серверами и перераспределять их в случае выхода из строя компонентов, обеспечивать совместимость операционных сред, технической инфраструктуры и прикладных приложений, а также содержать систему резервного копирования с использованием трехуровневой системы хранения.
При этом к аппаратному обеспечению РМИС не должны предъявляться специфические требования, ограничивающие использование компьютерного парка каким-либо конкретным производителем.
Рекомендации Минздрава к коммуникационному оборудованию заключаются в том, что эти устройства должны обеспечивать необходимую скорость передачи данных и использовать протокол TCP/IP в качестве базового протокола сетевого и межсетевого взаимодействия.
От программного обеспечения РМИС требуется функциональная достаточность (полнота), надежность (в том числе восстанавливаемость и наличие средств выявления ошибок), адаптируемость, модифицируемость, масштабируемость и удобство эксплуатации.
Системное программное обеспечение (операционные системы, СУБД, сервера приложений и т. д.) должно быть от различных производителей, пригодно для работы на рабочих местах пользователей РМИС, совместимо с другими участниками информационного взаимодействия и защищено от взлома. В случае включения в состав РМИС функций, реализующих экспорт документов в форматы офисных пакетов, должна быть обеспечена поддержка форматов свободно распространяемого ПО, говорится в документе.
Более подробно о методических рекомендациях Минздрава к функциям РМИС можно узнать из этого документа[2].
Смотрите также
Новые технологии в здравоохранении
- Здравоохранение в России
- Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
- Единый цифровой контур в здравоохранении на основе ЕГИСЗ
- Обязательное медицинское страхование (ОМС)
- Национальный проект Здравоохранение
- ИТ в здравоохранении РФ
- HealthNet Национальная технологическая инициатива (НТИ)
- Приоритетный проект Электронное здравоохранение
- Обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения в России
- Единая цифровая система диагностики онкологических заболеваний
- Требования к ГИС в сфере здравоохранения субъектов РФ, МИС и информсистемам фармацевтических организаций
- Стандарты электронного здравоохранения (ГОСТ) в России
- TAdviser: полный каталог проектов в области автоматизации медицины, фармацевтики и здавоохранения
- Медицинская информационная система - Каталог систем и проектов
- Медицинские информационные системы (МИС) рынок России
- Медицинское программное обеспечение в России
- Электронные медицинские карты (ЭМК)
- Электронный больничный лист
- Электронный рецепт
- Информатизация аптечных сетей
- Информатизация поликлиник и больниц Москвы
- Лабораторные информационные системы - Каталог систем и проекто
- Лабораторные информационные системы (ЛИС, LIS)
- Лабораторная диагностика (рынок России)
- Как системы компьютерного зрения меняют логистику и медицину
- Системы передачи и архивации изображений (PACS)
- Системы передачи и архивации изображений - Каталог продуктов и проектов
- Системы поддержки принятия врачебных решений (СППР, CDS)
- Блокчейн в медицине
- Большие данные (Big Data) в медицине
- Виртуальная реальность в медицине
- Искусственный интеллект в медицине, Стандарты в области искусственного интеллекта в здравоохранении
- Интернет вещей в медицине
- Информационная безопасность в медицине
- Беспилотники в медицине
- Визуализация в медицине
- 5G в медицине
- Чат-боты в медицине
- Телемедицина
- Телемедицина: будущее здравоохранения
- Телемедицина (российский рынок)
- Телемедицинский сервис - Каталог продуктов и проектов
- Телемедицина (мировой рынок)
- Дистанционный мониторинг здоровья пациентов
- Преимущества видеоконференцсвязи для здравоохранения
- Мобильная медицина (m-Health)
- Смартфоны в медицине, Вред от мобильного телефона
- Фармацевтический рынок России
- Регистрация лекарств в России
- Регистрация медизделий в России
- Рынок медицинских изделий в России
- Ценовое регулирование медицинских изделий в России
- Медицинское оборудование (рынок России)
- Цифровое здравоохранение (консорциум)
- Национальная база генетической информации
- Геномика и биоинформатика (рынок Россия)
- Генетические банки данных (биобанки, биорепозитории, хранящие биологические образцы)
- Генетическая инженерия (генная инженерия)
- Биоинформатика (главные тренды)
- Биохакинг
- Генетика, Геном, Хромосома, Секвенирование ДНК, Метилирование ДНК
- Ядерная медицина
- Телерадиология
- Трансляционная медицина
- Тепловизор и медицина
- Экзоскелеты
- 3D-печать в медицине, 3D-печать в медицине (мировой рынок)
- Роботы в медицине, Роботы-хируги, Роботы-хирурги (мировой рынок)
- Искусственная кожа в медицине
- ИТ в здравоохранении (мировой рынок)
- Медтех (мировой рынок)
- Облачные сервисы в медицине (мировой рынок)
- ИТ-консалтинг в медицине (мировой рынок)
- Медицинское оборудование (мировой рынок)
- Нейрохирургическое оборудование (мировой рынок)
- Онкологические ИТ-системы (мировой рынок)
- ПО для анализа данных в медицине (мировой рынок)
- ПО для анализа медицинских изображений (мировой рынок)
- Приложения mHealth (мировой рынок)
- Регулирование рынка медицинского оборудования в Европе
- Системы радиотерапии (мировой рынок)
- Смарт-пластыри (мировой рынок)
- Медицинская носимая электроника (мировой рынок)
- Фармацевтический мировой рынок
Примечания
- ↑ Приказ, № 911н `Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций`
- ↑ Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей РМИС