Содержание |
Цифровой паспорт (11 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Конечные собственники
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Чёрного моря. Протяжённость нефтепровода — 1510 км.
Акционерами совместного предприятия являются компания «Роснефть», через совместное предприятие «Роснефть Шелл Каспиэн Венчурс Лтд.» (ОАО «НК «Роснефть» владеет 51% акций) и компания Shell (49% акций).
Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.
Показатели деятельности
2024: Выручка - $2,3 млрд
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в 2024 году сохранил выручку от транспортировки нефти на уровне $2,3 млрд. Об этом 26 февраля 2025 года сообщил генеральный директор КТК Николай Горбань на собрании акционеров в Абу-Даби. По итогам финансового года акционеры получили дивиденды в размере $1,3 млрд.
Консолидированная выручка КТК за 2023 год также составляла $2,3 млрд, при этом ранее прогнозировался рост показателя в 2024 году на 8,7% — до $2,5 млрд. Однако фактические результаты показали стабильность доходов консорциума.Поддержка 1С:УПП прекращается. Что делать предприятиям?
Генеральный директор КТК Николай Горбань в своем выступлении отметил, что на морском терминале консорциума в 2024 году было отгружено 63 млн тонн нефти. На выносных причальных устройствах (ВПУ) за этот период заменен 121 шланг. По состоянию на 23 февраля 2025 года текущие показатели работы терминала составили 9,8 млн тонн нефти, отгруженной на 89 танкеров.
На собрании акционеров также обсуждались последствия недавней атаки беспилотников на нефтеперекачивающую станцию «Кропоткинская», произошедшей 17 февраля 2025 года. Руководитель компании представил подробный доклад о полученных повреждениях, текущем состоянии оборудования и ходе мобилизации подрядчиков для проведения восстановительных работ. Акционеры консорциума выразили готовность оказать поддержку в вопросах, связанных с ремонтными работами, которые, по предварительным оценкам, займут около двух месяцев.
Трубопроводная система КТК является одним из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории стран СНГ. Протяженность трубопровода по маршруту Тенгиз — Новороссийск составляет 1511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, включая расположенные в каспийском регионе.[1]
История
2022: Приостановка деятельности из-за экологических нарушений с блокировкой поставок казахской нефти в Европу
В начале июля 2022 г районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток после обнаружения экологических нарушений, компания обжалует это решение.
Прелесть этого шага с точки зрения России заключается в том, что поток, который будет сокращен, - это не российская нефть, которую можно перенаправить в другое место, а нефть из соседнего Казахстана. Почти 1,5 миллиона баррелей в день поставок нефти могут быть сняты с и без того напряженного рынка практически без затрат для России.
Президент Казахстана Токаев выступил за диверсификацию поставок казахстанской нефти, приоритетным направлением он назвал Транскаспийский маршрут, который обходит Россию. Токаев призвал американских инвесторов Тенгизского проекта (Chevron и ExxonMobil) помочь с этим.
Значительная доля нефти (около 50-60% на ноябрь 2022 г), которая загружается в порту Новороссийска, является не российской, а казахстанской, транспортируется в Черное море по трубопроводной системе "Транснефти" и загружается на танкеры с выделенного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).