Самокат
Умный ритейл
Умное пространство
С 2017 года
Россия
Северо-Западный ФО РФ
Центральный ФО РФ
Санкт-Петербург
192019, улица Седова, дом 11 литер А, офис 627
Содержание |
Проекты (1)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- AliExpress Russia (АлиЭкспресс) | 2020.08 |
Продукты (3)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Продукт | Технология | Кол-во проектов |
---|---|---|
Arive Makeup | 0 | |
Bike (сервис доставки продуктов) | 0 | |
Самокат Мобильное приложение | 0 |
Цифровой паспорт (6 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.«Самокат» — сервис доставки продуктов питания и товаров первой необходимости на дом за 15–30 минут. На май 2020 года у сервиса 168 точек в двух российских столицах, ассортимент товаров превышает 2500 единиц. Ежедневно «Самокат» выполняет порядка 40 000 заказов, за последний месяц средний чек вырос на 30%. Доставка в сервисе для клиентов бесплатная.
Показатели деятельности
2022: Рост оборота в 2 раза до 82,5 млрд рублей
Оборот (GMV) «Самоката» по итогам 2022 года составил 82,5 млрд рублей, превзойдя показатель годичной давности на 95%. Количество выполненных сервисом заказов увеличилось на 82% и достигло 126,5 млн. Такие данные компания обнародовала в феврале 2023 года.
Директор по бренду и коммуникациям «Самоката» Лиза Эмерт отметил, что 126 млн доставок - это рекордный показатель для онлайн-ритейлер, он служит доказательством того, что интерес покупателей к рынку e-grocery растет от года к году.
Мы стремимся предлагать пользователям качественные товары и строить сервис с заботой о каждом. Успех этого года для нас — повод совершенствоваться далее: работать над расширением ассортимента, развивать направление собственной торговой марки, а также предлагать пользователям быструю доставку от 15 минут в новых городах, - заявила она. |
«Самокат» в 2022 продолжил развивать сеть дарксторов — их количество к концу декабря увеличилось и достигло 1433 по всей России. К началу января 2023-го сервис представлен в 62 городах и доступен для более чем 55 млн покупателей. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
В «Самокате» также отметили развитие продукции собственной торговой марки: количество товаров в категории достигло 1000 по итогам 2022 года. В течение этого 12-месячного периода сервис также запустил и расширил линию уходовой косметики.
В марте 2023 года стало известно о планах «Самоката» открыть свои первые розничные магазины. Они будут включать пункты выдачи заказов, витрины «Сбермегамаркета», а также пекарни с горячими напитками и выпечкой. Отдельная зона будет предназначена для продажи товаров под собственными торговыми марками. Как сообщает портал Shopper’s, компания опубликовала вакансии и ищет сотрудников для работы в магазинах в Егорьевске, Всеволожске и Киришах.[1]
2021: Рост оборота в 4,2 раза
Оборот (GMV) «Самоката» за 2021 год вырос в 4,2 раза относительно 2020-го и достиг 42,4 млрд рублей. Об этом сервис доставки продуктов питания сообщил 4 марта 2022 года.
В 2021 году «Самокат» выполнил 69,3 млн заказов, что вчетверо больше, чем годом ранее. Пиковая активность пришлась на декабрь, когда обрабатывалось около 310 тыс. заказов в день.
К концу 2021 года у «Самоката» насчитывалось более 1000 дарксторов, что в 2,5 раза больше в сравнении с 2020-м. Компания расширила географию присутствия и вышла за пределы городов-миллионников в России. На конец 2021 года онлайн-ретейлер доступен в 43 городах страны для более 50 млн россиян. Число курьеров-партнеров сервиса за 2021 год выросло в 2,4 раза и превысило 36 тыс. человек.
Число товаров собственной торговой марки «Самоката» за 2021 год удвоилось и достигло 770 позиций, что обеспечило онлайн-ретейлеру более 17% выручки в четвертом квартале 2021 года.[2]
Генеральный директор InfoLine Иван Федяков считает рост бизнеса «Самоката» закономерным, поскольку, по его словам, покупатели начинают очень быстро привыкать к экспресс-доставке продуктов.
Им не всегда нужен такой большой ассортимент, как в гипермаркете или супермаркете, зачастую им достаточно меньшего количества SKU [наименований - прим. TAdviser]. У этой бизнес-модели есть очень серьезное преимущество, если сравнивать ее с экономической эффективностью магазинов с высокой стоимостью аренды и большими расходами на персонал. У дарксторов всего этого нет, и они начинают становиться реальными конкурентами классических магазинов, - считает он (цитата по «Интерфаксу»). |
По словам эксперта, бизнес «Самоката» в целом убыточен, однако компания начинает получить операционную прибыль в отдельных сегментах.
История
2023: Создание компании для производства готовой еды
В октябре 2023 года сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» создал компанию «Умная фабрика» для производства готовой еды. Гендиректором этого ООО назначен Виталий Левин, руководивший в 2006–2014 годах производством готовой продукции «Магнита» «Кубанский кулинар». Подробнее здесь.
2022
Перенос компании с Кипра в Россию
20 сентября 2022 года стало известно о перерегистрации головной компании «Самоката». «Роборитейл» получил российскую юрисдикцию вместо кипрской.
Как сообщает «Интерфакс», «Роборитейл» стал резидентом специального административного района (САР) на острове Октябрьский (Калининградская область). Согласно данным ЕГРЮЛ, Roboretail LTD владеет 100% ООО «Умное пространство», которому в свою очередь принадлежит 99% ООО «Умный ритейл», операционной компании «Самоката». Еще 1% «Умного ритейла» у Roboretail.
По данным «Интерфакса», бенефициаром нового резидента САР выступает «О2О Холдинг». Ранее эта компания, объединяющая проекты в сфере транспорта и фудтеха, была зарегистрирована в качестве совместного предприятия Сбербанка и VK.
Основные владельцы «Самоката» — Сбербанк и холдинг VK. Первый находится под санкциями. У второго последние месяцы тоже наблюдаются некоторые сложности, сообщил «Коммерсанту» глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, владельцам «Самоката» придется вносить изменения в бизнес-модель оператора и принимать важные решения относительно его дальнейшей работы.
Экономически эффективно работа может осуществляться, когда каждый курьер везет хотя бы несколько заказов. Если в городе спрос действительно достаточно низкий, то курьер доставляет один заказ. Компания очень много теряет на этом, потому что пользователь не платит за доставку, а уровень маржинальности не позволяет фактически софинансировать ее, - отметил он. |
Издание пишет, что стратегия на рынке доставки продуктов меняется. В некоторых случаях, наоборот, те дарксторы, которые еще не вышли на окупаемость, закрываются, повышая плотность продаж в более зрелых.
Гендиректор Infoline Иван Федяков полагает, что рынок фудтеха ждет глубокая трансформация, считает Федяков. Он прогнозирует замедление развития экспресс-доставок, ускоренное введение платных услуг в сегменте и переход на динамическое ценообразование, как это было в такси.
Прекращении работы в 15 городах России
18 апреля 2022 года сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» объявил о прекращении работы в 15 городах России. Свое решение в компании объяснили низкой эффективностью бизнеса в тех регионах, где останавливается деятельность.
Самокат» оптимизирует работу в условиях. Количество пользователей и операционные показатели в некоторых городах и районах не достигли необходимого уровня для эффективной работы сервиса. Поэтому компания остановила там свою деятельность, а также сократил число курьеров-партнеров, - говорится в сообщении сервиса. |
Работа «Самоката» остановлена в Арзамасе, Салавате, Жуковском, Сергиевом Посаде, Дмитрове, Нахабине, Наро-Фоминске, уральских городах Березовский, Верхняя Пышма, Западный, Каменск-Уральский, Копейск, Краснокамск, Первоуральск и Аксай.
По данным «Ведомостей», «Самокат» постепенно сворачивается в регионах, что может говорить о возможной готовности «Сбера» закрыть этот проект. Но с ним не согласны два других источника в контролирующих сервис акционерах — Сбере и VK. При этом, еще один источник издания рассказал о том, что для «Самоката» регионы приносят только убытки, поэтому сервис и закрывает сейчас большое число региональных точек.
В Сбербанке отметили, что приостановка деятельности сервиса — это стандартный процесс. Если даркстор или магазин не выходит на нужные показатели эффективности за определенный период, то работу реорганизуют, чтобы показатели эффективности оставались на нужном уровне. В компании отметили, что за последнее время «Самокат» открыл дарксторы в других городах, но не назвали города и количество открытых точек.
В пресс-службе Самоката сообщили, что процессы внутри сервиса не останавливаются. Более того, компания расширяет пул поставщиков и продуктовый ассортимент.[3]
2021
Иск к Apple в США
В конце октября 2021 года сервис доставки продуктов «Самокат» подал иск к Apple в США, чтобы не допустить удаления своего приложения из App Store.
Как сообщает издание AppleInsider, компания Smart Space (российское юрлицо «Умное пространство»), работающая под брендом «Самокат», обратилась в Окружной суд США по Северному округу Калифорнии. Это жалобе предшествовало отправленное компанией Apple уведомление в Smart Space о том, что российское приложение может быть удалено из App Store по требованию другой российской компании Samocat Sharing System, которая занимается шерингом самокатов.
Smart Space, в свою очередь, подала жалобу в Apple, что сервис экспресс-доставки продуктов нарушает права на имя SAMOCAT. После этого Apple попросила Smart Space предоставить доказательства, что компания не нарушает права заявителя. Разработчик «Самоката» предоставил производителю iPhone различные объяснения из российского законодательства, а также заверил, что стороны ведут переговоры о разрешении спора.
На момент подачи иска в Apple не ответили на письмо компании и не сообщили окончательно, будет ли приложение удалено. Поэтому Smart Space решила превентивно обратиться в суд и попросила не допустить вмешательства Apple в спор.
По оценке Smart Space, если Apple удалит приложение из App Store, компания может понести ущерб в $75 тыс. Кроме того, это способно привести к разрушению существующих и потенциальных экономических отношений.
Гендиректор «Самокат РУС», дочернего предприятия «Самокат Шеринг Систем», Сергей Писаренко подтвердил РБК, что компания обратилась в Apple за защитой прав на товарный знак. По его словам, стороны пока не пришли к соглашению. Иск в американский суд он комментировать не стал.[4][5]
Выход на американский рынок под брендом Bike
В начале июня 2021 года сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» анонсировал выход на американский рынок. Там компания будет работать под брендом Bike, сначала сервис заработает в Нью-Йорке. Подробнее здесь.
2020: Покупка контроля Сбербанком и Mail.ru Group
Совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group в сфере транспорта и технологий в области дистрибуции еды приобрело контрольный пакет акций в сервисе экспресс-доставки продуктов и товаров для дома «Самокат». Об этом 21 мая 2020 года Сбербанк сообщил TAdviser.
Доля совместного предприятия в сервисе после покупки доли финансовых инвесторов проекта и получения необходимых согласований от корпоративных и регулирующих органов, включая ФАС, составляет 75,6%. Основатели и менеджмент сервиса сохранили за собой миноритарные пакеты и остались совладельцами компании.
«Самокат» будет интегрирован в экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group. Команда проекта сможет воспользоваться технологическими и операционными наработками компаний, а также получит доступ к экспертизе других бизнесов совместной платформы. Так, некоторые интеграции уже реализованы — пользователи из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга могут заказать доставку продуктов и бытовых товаров через «Самокат» в приложении Delivery Club.
С момента основания в 2018 году бизнес-модель «Самоката» показала свою высокую эффективность. На май 2020 года «Самокат» обрабатывает уже более 40 тысяч заказов ежедневно, доставляя их покупателям в среднем за 15−20 минут и занимая хорошие позиции на рынке экспресс-доставки продуктов питания. В период пандемии и необходимости для миллионов людей находиться в самоизоляции и на карантине число клиентов «Самоката» сильно выросло — и компания старается оправдывать их доверие, поддерживая высокое качество сервиса, несмотря на стремительно растущий спрос, сказал Лев Хасис, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка
|
«Самокат» рос высокими темпами — на 30% ежемесячно — еще до введения режима самоизоляции в Москве и Санкт-Петербурге. Покупка полностью соответствует нашей стратегии — помочь людям закрыть все связанные с едой потребности. «Самокат» стал сервисом первой необходимости — и команда делает все, чтобы люди могли быстро заказать и получить нужные товары не выходя из дома. При этом мы уверены, что привычка заказывать продукты с быстрой доставкой на дом останется с нами и после снятия всех ограничений, отметил Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group
|
Примечания
- ↑ «Самокат»: в 2022 году оборот сервиса достиг 82,5 миллиардов рублей
- ↑ Оборот онлайн-ретейлера "Самокат" вырос в 2021 году в 4,2 раза
- ↑ «Самокат» с середины марта закрыл бизнес в 15 городах
- ↑ Russian developer sues to keep Apple out of trademark dispute
- ↑ Сервис доставки «Самокат» подал иск к Apple в США Причиной стал спор о товарных знаках двух российской компаний