Московская железная дорога является филиалом РЖД.
В существующих границах Московская железная дорога была организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода.
Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8,8 тысяч км эксплуатационной длины, которые обслуживает 50,3 тысячи человек.
История
2000
Подъездные пути Киевского вокзала, 2000 год, Москва
1996
Площадь Киевского вокзала, 1996 год, Москва
1988
Павелецкий вокзал Год: 1988
1940
Белорусский вокзал. Год: 1937-1940. Автор: Э.Евзерихин
Ярославский вокзал и вход на станцию метро «Комсомольская» Год: 1936-1940. Автор: Н. Кубеев
1939
Улица Земляной вал. Площадь Курского вокзала Год: 1938-1939. Автор: Э. Евзирихин
1937
Площадь Белорусского вокзала в 1937 г
1926
Наводнение. Вид на Киевский вокзал. 1926 г. Автор фото: Устинов Александр Васильевич
1925
Ярославский вокзал Год: 1925
1917: Эскизы росписей зала ожидания Казанского вокзала князя Щербатова
Князь Сергей Александрович Щербатов получил художественное образование: после окончания университета уехал учиться живописи в Мюнхен. Позже стал учеником знаменитого Игоря Грабаря, который его очень хвалил.
В 1910-е годы Щербатов был единственным художником княжеского статуса на всю Россию – в то время профессионально заниматься живописью для аристократов считалось недостойным.
До революции 1917 г Щербатов успел дважды выставить свои работы в России. К сожалению, по словам Инны Войтовой, старшего научного сотрудника отдела декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского театрального музея, ни одной из этих работ в России не сохранилось, кроме эскизов росписей зала ожидания первого класса для Казанского вокзала, сделанных Щербатовым на заказ.
Князь Щербатов С.А. Эскиз панно № 1 для проекта росписи внутреннего помещения Казанского вокзала. Неосуществленный проект. 1916-1917 гг. Бахрушинский музей
К росписи вокзала Щербатова привлекли благодаря его дружбе с Владимиром фон Мекком – племянником председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги.
- В оформлении вокзала участвовало несколько художников. Для зала ожидания первого класса предполагалась русская тема, – говорит Инна Войтова. – Князь Сергей Александрович был русским помещиком и достаточно патриотичным художником.
Щербатов С.А. Эскиз панно Город для проекта росписи внутреннего помещения Казанского вокзала. Неосуществленный проект. 1916-1917 гг. Бахрушинский музей
Проект Щербатова утвердила художественная комиссия под руководством Николая Карловича фон Мекка, однако, по словам Войтовой, другие художники не были в восторге от такого сотрудничества. В частности, Александр Бенуа, который принимал участие в росписи вокзала, считал, что Щербатов был дилетантом.
Щербатов С. А. Эскиз панно "Промысел". 1916–1917 гг.
Пришедшие к власти большевики отказались от росписей Щербатова, которые посчитали слишком роскошными и на которые у них просто не было денег. Архитектор вокзала А. В. Щусев пересмотрел проект его оформления. В результате живописное оформление сохранилось только в зале ресторана, который на 2023 г является залом для важных персон. Плафон расписал художник Евгений Лансере.
Роспись сводчатого потолка. Часть макета.
Проект Щербатова остался существовать лишь в виде эскизов и подготовительного макета. В 1928 году эскизы попали в Бахрушинский музей.
- К тому моменту князь уже 10 лет находился в эмиграции, а его коллекцию национализировали и распределили по музейным фондам. У нас есть версия, что эскизы попали к нам, потому что выглядели как части театрального макета, – считает Войтова.
Широкой публике Щербатов запомнился как коллекционер и меценат: богатый дворянин состоял в попечительском совете Третьяковской галереи, входил в Общество друзей Румянцевского музея и даже хотел учредить свой собственный музей частных собраний, но не успел. После революции 1917 года он эмигрировал в Европу.Метавселенная ВДНХ 3.4 т
В Бахрушинский музей в разрозненном виде попали только три части единого картонного макета с росписью для стен вокзала. На них не было подписи Щербатова, а только подпись Николая Карловича фон Мекка – "утверждаю" и дата.
Уже тогда фонды музея насчитывали сотни тысяч экспонатов, поэтому эскизами Щербатова долгое время никто не интересовался.
- Конечно, Бахрушин слышал про Щербатова, но лично они знакомы не были. Кто знает, может быть, у Алексея Александровича дошли бы руки до произведений князя, но он очень скоро скончался, уже в 1929 году, – говорит Инна Войтова.
Эскизами по-настоящему заинтересовались во время недавней сверки музейных коллекций. Начались поиски автора: Инна Войтова провела большое исследование – изучила подробно литературу по истории строительства Казанского вокзала, в частности серию статей Сергея Колузакова. В публикациях обнаружились достаточно точные сведения, кто какой зал оформлял, и среди художников оказался Щербатов.
- Потом я обратилась к мемуарам Сергея Александровича. Он довольно подробно описал работу над проектами в своей книге воспоминаний "Художник в ушедшей России", вплоть до каждой мелкой фигуры на каждом из панно.
В эмиграции Щербатов продолжил писать натюрморты, пейзажи, даже выставлялся в Риме. На 2023 г специалисты Щербатовского Нарского исторического общества пытаются выкупить эти работы за рубежом и привезти их в Россию.
В 2023 году в филиале Бахрушинского театрального музея, Доме-музее М.Н. Ермоловой, прошла выставка «Князь Сергей Щербатов. Неосуществленный проект для Казанского вокзала» с эскизами художника. В выставке также принимали участие Музей архитектуры им. А.В. Щусева, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Центр научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД».
1910
Старое здание Курского вокзала, 1907-1910 гг
Ярославский вокзал Год: 1904-1910
1904
У Ярославского вокзала, Московская губерния, г. Москва, 1904 год
1901: Открытие Виндавского (Рижского) вокзала
11 сентября 1901 года, в Москве торжественно был открыт Рижский вокзал.
В то время он именовался Виндавским — по конечному пункту железной дороги. Тогда вокзал считался одним из самых современных с технической точки зрения.